На базе Гимназии прошел городской семинар «Комплексный подход к организации профориентационной работы с учащимися», организаторами которого выступили департамент по образованию администрации Волгограда и Гимназия. Представители образовательной сферы города обсудили актуальные вопросы, связанные с профессиональным и личностным самоопределением школьника.
Проблема профориентации абитуриентов и выпускников учебных образовательных заведений остро стоит в России последние несколько лет.
Проведение профориентационной работы среди школьников детерминируется возросшими требованиями современного производства к уровню профессиональной готовности кадров, т.к. профессиональные намерения значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям экономики. Руководство страны ставит задачи, которые требуют более комплексного и системного подхода к данной проблеме, учитывающего интересы государства и работодателей.
Насыщенная программа семинара включала не только обсуждение заявленной темы и дискуссионную площадку. Участники мероприятия посетили Центр технологического образования и профориентационной работы Гимназии № 16 (Центр ТО и ПР), где познакомились с деятельностью образовательной организации.
Гимназия – единственная в районе, которая имеет собственную базу для профориентационной, допрофессиональной подготовки школьников.
Именно здесь учащимся образовательных учреждений Тракторозаводского района оказывается профориентационная поддержка в процессе выбора ими профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности. 700 школьников района из различных образовательных учреждений посещают Центр Гимназии, обучаясь там навыкам различных профессий.
Гости окунулись в атмосферу настоящего вкусного праздника и могли наглядно увидеть профориентационную работу Гимназии № 16. В этот день юные повара мастерили на кухне. Своими руками на глазах у взрослых ребята — в большинстве своем мальчики — под чутким руководством своего педагога — Васеневой Надежды Александровны — трудились над изготовлением пельменей, вареников, мантов. Умело замешивали тесто, мастерски управлялись с фаршем и аккуратно лепили. Работала кипела, повара нисколько не смущаясь высокопоставленных гостей, четко выполняли поставленную задачу, попутно отвечая на вопросы гостей. В фойе школьники презентовали выставку своей продукции – различные салаты, пироги, булочки. Здесь же гостям продемонстрировали мастер-класс по украшению блюд в технике карвинг.
Обсуждение заявленной темы продолжилось в Гимназии.Участники семинара переместились в образовательное учреждение.
Представители городского департамента образования, учреждений дополнительного образования, специалисты территориальных управлений департамента по образованию администрации Волгограда, МОУ «Центр развития образования Волгограда», руководители и педагоги образовательных учреждений города, в режиме конструктивного и доверительного диалога обсудили проблемы и перспективы развития профориентационной работы в общеобразовательных учреждениях Волгограда.
Андрей Владимирович Селезнев, директор Гимназии, руководитель РКЦ JuniorSkills, рассказал о том, как организована профориентационная работа и профессиональное образование старшеклассников в Гимназии, поделился с коллегами проблемами и рассказал о возможных перспективах развития образовательного учреждения в этом направлении.
Наталья Федоровна Перфильева, руководитель Центра технологического образования и профориентационной работы Гимназии, презентовала работу Центра, рассказав о том, как комплексно решаются задачи по оказанию профориентационной помощи школьникам. Имея в наличии крепкую базу для обучения школьников навыкам разных профессий Центр обладает рядом преимуществ и имеет свою уникальность. В образовательном учреждении для учащихся организован комплексный подход к выбору профессии. Кроме приобретения теоретических навыков есть возможность пройти технологическую практику, при этом педагоги изучают, анализируют психологические особенности, интересы, склонности детей, выявляют их скрытые ресурсы и возможности.
В рамках семинара прошел обмен лучшими практиками в этой области. Валентина Анатольевна Авдеева-Федосеева, заместитель директора по научной-методической работе МОУ СШ № 110 продемонстрировала созданную сетевую модель школы в области организации допрофессиональной подготовки учащихся.
Сергей Анатольевич Абрамов, директор ГБПОУ «Волгоградский экономико-технический колледж, руководитель РКЦ WorldSkills, поделился с коллегами опытом проведения II Чемпионата «Молодые профессионалы» WorldSkills Russia
Об эффективной программе ранней профориентации школьников JuniorSkills, реализуемой на базе Гимназии № 16 — регионального координационного центра JuniorSkills Волгоградской области рассказали представители Гимназии. Оксана Валерьевна Еськова, методист Центра То и ПР Гимназии презентовала II Региональный чемпионат «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Волгоградской области, который в этом году впервые и успешно стартовал в Волгограде.
Подводя итоги работы семинара руководители профильного департамента администрации, констатировали, что сегодня в образовательных учреждениях Волгограда ведется профориентационная работа. Однако возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональной ориентации школьников, поскольку профессиональные намерения значительной части учащихся зачастую не соответствуют потребностям рынка труда в кадрах определенной профессии. Профориентационная работа сегодня крайне нуждается в комплексном и системном подходе. Новое понимание профориентационной работы требует создания особой образовательной среды по формированию профориентационно значимых компетентностей, т.к. существующая система профориентации в образовательной и производственных сферах не соответствует современным требованиям.
Системный подход организации профориентационной деятельности должен способствовать обеспечению условий в планомерном, поэтапном, осознанном выборе профессии школьниками.
Эти задачи ставит перед педагогическим сообществом высшее руководство страны. Однако решать данную задачу должны не только педагоги, а все заинтересованные стороны, в том числе, и работодатели — индустриальные партнеры.
В работе семинара приняли участие: Юлия Алексеевна Филимонова, заместитель руководителя департамента по образованию администрации Волгограда, Галина Анатольевна Орехова, начальник отдела общего и дополнительного образования департамента по образованию администрации Волгограда, Курьянов Василий Николаевич, заместитель директора ФГ БОУ ВО «НИУ» «МЭИ» в г. Волжский, Любовь Васильевна Гребнева, заместитель начальника Тракторозаводского территориального управления департамента по образованию администрации Волгограда и другие официальные лица.
Андрей Владимирович Селезнев, директор Гимназии:
– В условиях рыночной экономики возрастают требования к качеству подготовки специалистов, которые, в свою очередь, напрямую зависят от успешного профессионального самоопределения не только выпускников высшего и среднего профессионального образования, но и учащихся общеобразовательной школы. Для Гимназии – профориентационная работа – одно из приоритетных направлений деятельности. Мы многое делаем, но считаем, что есть еще не мало проблем, которые не задают темп для развития этого направления и тому есть много причин. На мой взгляд, профориенационная работа нуждается в более системном и комплексном подходе.
Кроме того, необходимо развивать систему взаимодействия «школа-вуз-предприятие», возродить шефство предприятия над школой; развивать систему профессиональных проб на базе предприятий (знакомство с рабочим местом, участие в спортивных состязаниях, конкурсах профмастерства, WordSkills Russia на базе предприятий); рассмотреть возможность восстановления, даже частичного, системы УПК, МУК, ЦТО и ПР, как важнейшего элемента профориентационной работы и др.