Есть ли в Рособрнадзоре «черный» список вузов? Как грамотно использовать результаты ЕГЭ? Будет ли ЕГЭ в 4-м классе? Об этом шла речь на «Деловом завтраке» с главой Рособрнадзора Сергеем Кравцовым.
В этом году абитуриентов примут 1500 вузов и филиалов. Как помочь им сориентироваться: хороший вуз или плохой? Есть ли у него лицензия, аккредитация? А может, вузу вообще запрещен прием?
Сергей Кравцов: Мы видим, что количество тех, кто хочет получить хорошее образование, с каждым годом растет. Для них на нашем сайте есть «Карта вузов», где можно посмотреть, есть ли у вуза лицензия, аккредитация, введен ли запрет приема, будут ли проверки, выполнил или нет вуз хотя бы четыре необходимых показателя мониторинга. За два года более 800 вузов и филиалов прекратили работу, у 169 приостановлена или аннулирована аккредитация по всем программам подготовки, у более 100 вузов и филиалов действует запрет приема.
Я бы посоветовал прийти на День открытых дверей выбранного вуза, посмотреть, где он располагается. Был случай, когда, например, «вуз» находился в комнате… в зоопарке. Еще один «вуз» дважды за год менял адреса. Потом выяснилось, что, кроме лицензии, у него ничего нет: ни лабораторной базы, ни преподавателей, ни библиотеки.
Какая разница студенту, есть или нет у вузовской программы аккредитация?
Сергей Кравцов: Если аккредитация есть, студент получит диплом государственного образца, отсрочку от армии на время учебы, право использовать для оплаты материнский капитал и право на получение налогового вычета для тех, кто сам платит за учебу.
Новые вузы сейчас открываются?
Сергей Кравцов: За два года только две образовательные организации подавали документы на получение лицензии.
Вопрос от нашего читателя Антона из Владивостока: «Мы на каждом шагу слышим, что негосударственные вузы плохие. Когда в России закроются все негосударственные вузы?» Есть ли перспективы у негосударственного сектора в России?
Сергей Кравцов: К сожалению, некоторые негосударственные вузы сами себя загнали в угол, когда получение прибыли стало их главное целью. Это признают и ректоры. По мнению председателя Ассоциации негосударственных вузов Владимира Зернова, в России около 80 хороших негосударственных вузов. При этом сеть аккредитованных негосударственных вузов и филиалов сократилась за два года практически вдвое.
Будут ли закрываться экономические и юридические факультеты в непрофильных вузах?
Сергей Кравцов: Притчей во языцех стала подготовка в вузах менеджеров, экономистов, юристов. Во многих вузах, особенно в филиалах, качество подготовки оставляет желать лучшего. Поэтому мы и принимаем соответствующие меры. Как известно, раз в шесть лет вузы обязаны пройти аккредитацию в Рособрнадзоре и подтвердить качество образования, которое они дают. Так вот, 25 процентов направлений по экономике и юриспруденции мы не аккредитовываем, так как вузы не могут подтвердить качество своего образования. Это касается и государственных, и негосударственных вузов. В следующем году мы планируем провести национальное исследование качества высшего юридического и экономического образования.
Дайте жалобную книгу
Еще вопрос из электронной почты: «Когда прекратится безобразие с незаконным требованием вузов читать лекции на английском языке? У нас в вузах что, русский язык отменили?»
Сергей Кравцов: Нужно название конкретного вуза, мы проведем проверку и разберемся в ситуации.
Чем закончился вузовский эксперимент, когда экзамены у студентов первых курсов принимали чужие, не их преподаватели?
Сергей Кравцов: Оценка студентов другими преподавателями — не самоцель. Хотя такая практика в МФТИ существует с момента образования вуза. Главное, чтобы было объективное оценивание. Это стимулирует и студента учиться, и для ректора реальная информация о качестве преподавания. При этом и сам преподаватель может принимать экзамен, входить в комиссию. В прошлом году в эксперименте добровольно участвовали 9 вузов, сейчас уже 30. Это, например, МГЮА им. Кутафина, Первый медуниверситет, РосНоу, Чеченский госуниверситет и другие. Вузы понимают, что первый — второй курсы — это базовое образование. И если базовых знаний нет, потом учиться, осваивать профессиональные курсы, очень сложно. Вузы выбирали одну из трех моделей. Экзамены могли принимать преподаватели с той же вузовской кафедры, но не те, что читали лекции и вели семинары. Вузы могли обменяться преподавателями. И в оценивании участвовали студенты старших курсов.
Лев М. из Москвы спрашивает: «Могут ли в вузе брать деньги за учебники или они должны выдаваться бесплатно?»
Сергей Кравцов: Надо посмотреть, какой это вуз. Если негосударственный и у него в договоре прописано, что учебники студенты приобретают сами — одно дело. Если государственный вуз и студент учится на бюджете, то вуз должен обеспечить бесплатный доступ к библиотечным фондам.
Педагоги из удмуртского села Пужмесь написали: «Вы направили на места письмо, где говорится, что неверно оценивать работу школ по результатам ОГЭ и ЕГЭ. Предполагалось, что нельзя увольнять учителей за двойки. Местные чиновники рассмотрели вопрос шире и решили, что и премии теперь за хороший результат давать не следует».
Сергей Кравцов: Критерии стимулирования работы учителя нужно обсуждать отдельно и в первую очередь смотреть на динамику, прогресс ученика. Может быть такое, что 40-50 баллов по ЕГЭ — хороший результат учителя. Я обязательно скажу об этом министру образования Удмуртии.
ЕГЭ без срока давности
Только что в списывании на ЕГЭ уличили 15 выпускников из Бурятии, которые уже стали студентами вуза. Теперь им грозит отчисление. Есть ли срок давности у видеозаписи или студента, которого «поймала» видеокамера?
Сергей Кравцов: Видеозапись хранится три года. Но нарушение на ЕГЭ не имеет срока давности. Давайте разберемся, кто чаще всего списывает на ЕГЭ? Не самые сильные ученики, которые, тем не менее, успешно сдали экзамены в 9-м классе и дошли до ЕГЭ. Значит, аттестация в 9-м классе, скорее всего, прошла для них не очень объективно. Для допуска к ЕГЭ требуется решение педколлектива. Выходит, и оно иногда бывает формальностью. Спрашивается, если у нас есть ученики, которые не набрали минимальных баллов, почему их допустили до экзаменов? Когда я учился в школе, у нас 30 процентов девятиклассников полностью перешли в техникумы и ПТУ. И не всех допускали к итоговой аттестации, кого-то оставляли на второй год. Сегодня в колледжи и техникумы идут 500 тысяч выпускников 9-х классов и 200 тысяч после 11-х классов. Активно развивается сектор негосударственного среднего профобразования. Во многих регионах впервые появился конкурс в колледжах.
Есть вопрос по 9-му классу. «Можно ли сократить количество экзаменов для детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов с четырех до двух?»
Сергей Кравцов: Я вхожу в состав попечительского совета московской коррекционной школы N1 для слепоглухонемых. Бываю там, встречаюсь с учителями, родителями. Не раз вопросы аттестации мы обсуждали с депутатом Госдумы Олегом Смолиным, педагогами. Дети с ограниченными возможностями, как правило, хотят быть на равных с другими учениками. Это касается и учебы, и экзаменов. Другое дело, что экзамены для них должны проходить в щадящем режиме.
Как будет развиваться система контроля на ЕГЭ?
Сергей Кравцов: Все требования к безопасности экзамена, которые были в 2015 году, сохранятся. Суть этих мер — дать возможность честному школьнику честно сдать экзамен, продемонстрировать свои знания. Исключить утечки экзаменационных материалов и списывание. И если экзамены, и не только ЕГЭ, проходят объективно — повышается качество образования. В следующем году мы увеличим количество пунктов, где печать экзаменационных материалов будет идти прямо в аудитории, где сдают экзамен, а сканирование работ — сразу после его завершения. Сейчас так проводится экзамен в 30 процентах пунктов. Думаю, через три года такая технология появится везде. Она позволит практически исключить человеческий фактор, и вмешаться на каком-то этапе в проведение экзамена будет невозможно. Нельзя будет ни до экзамена вскрыть пакеты, ни после экзамена поправить результаты. Для перехода на такую технологию достаточно компьютера, принтера, сканера и специального программного обеспечения для расшифровки дисков, которое мы предоставляем бесплатно.
Читатель Рафит из Уфы предлагает устроить повторное ЕГЭ для тех, у кого «космические» баллы. Это реально?
Сергей Кравцов: В прошлом году мы перепроверили знания у 15 тысяч первокурсников. И все они подтвердили свои высокие баллы.
Какой процент апелляций рассматривается в пользу ученика?
Сергей Кравцов: С каждым годом апелляций становится меньше. В том числе потому, что теперь у ученика есть возможность посмотреть свою работу в сети в Личном кабинете, узнать оценку за каждое задание и итоговый результат. Кроме того, Рособрнадзором также контролируется работа конфликтных комиссий субъектов Российской Федерации на правомерность изменения результатов.
Историю отправили на базу
«На сайте ФИПИ прежде задания были представлены как система, генерирующая вариант. Сейчас даны унифицированные задачи. Изменились подходы к размещению материала. Нельзя ли вернуться к прежней схеме?» — задает вопрос Павел Самсонов.
Сергей Кравцов: Генерирующий подход, когда можно самим составить пробный билет для экзамена, предполагался у нас для 9-х классов. Там открыты абсолютно все вопросы. А для 11-х классов шел именно набор заданий по темам, которые даны для того или иного предмета. Мы посмотрим еще раз на размещение материалов на сайте и, возможно, добавим еще одну функцию.
Самый трудный предмет для наших школьников — математика. Сколько выпускников в этом году из-за математики остались без аттестатов?
Сергей Кравцов: С учетом того, что математику разделили на два уровня — базовый и профильный и повысили минимальный балл с 24 до 27 для профильной математики, то практически все смогли пересдать ее на базовом уровне. Не справились с этим 3-4 процента. Не более. По сравнению с прошлым годом это сопоставимые цифры, так как тогда минимальный балл, наоборот, понижался с 24 до 20. В этом году все минимальные границы уже известны. Чтобы получить аттестат, надо набрать минимум 24 балла по русскому языку и сдать базовый ЕГЭ по математике.
Как вам идея делить все экзамены на базовый и профильный уровни и разрешать сдачу ЕГЭ после 10-го класса? В том числе по физике, истории, географии.
Сергей Кравцов: Можно рассматривать разные варианты. И географию, и историю… Ясно пока одно: в 10-м классе нужен объективный внутришкольный экзамен. В этом году в Москве пройдет апробация сдачи базового экзамена по математике после 10-го класса. Она намечена на 23 апреля. Мы посмотрим, сколько учеников придут на апробацию, узнаем, хотят ли они сдавать экзамен досрочно? Все, например, ратуют за многократную сдачу ЕГЭ, но когда мы в сентябре провели экзамен по русскому языку и математике, пришли немногие. То же самое было с географией. После 10-го класса ее захотели сдать всего 60 человек.
В Москве открылся тренировочный центр, где можно за деньги «поупражняться» сдавать экзамены. Почему бы не сделать платной пересдачу ЕГЭ?
Сергей Кравцов: И этот вопрос обсуждается. Но есть юридический нюанс. В законе четко написано: государственная аттестация является бесплатной. И не важно, первый или второй раз ты сдаешь ЕГЭ. В любом случае это является государственной аттестацией.
Пишем контрольную вместе
Сергей Сергеевич, вчера четвертые классы впервые писали Всероссийскую контрольную работу. Это ЕГЭ для началки?
Сергей Кравцов: Ничего общего у проверочных работ по математике и русскому языку с ЕГЭ нет. Это обычные контрольные работы, которые отличаются от других лишь тем, что задания разрабатывает Рособрнадзор. В этом году участие было добровольным, всего в апробации принимают участие примерно 750 тысяч четвероклашек. За 15 минут до начала работы в личных кабинетах школ появились пароли, с помощью которых они получили задания. Все задания соответствуют федеральным стандартам и примерным программам. Никаких тестов нет. Есть простые задания и задания повышенного уровня сложности. Оцениваются они в школах как обычные контрольные работы, а результаты мы занесем в информационную систему. Это позволит директорам оценить реальный уровень знаний, провести самооценку школы и спланировать работу над пробелами знаний школьников на следующей ступени обучения — в 5-м классе. Думаю, что эта информация и родителям будет полезна.
О личном
Ваша дочка пошла в этом году в первый класс. Как школу выбирали?
Сергей Кравцов: При принципу «недалеко от дома». Школа хорошая, я доволен.
В топ-100 лучших входит?
Сергей Кравцов: Для меня это не имеет значения. Главное, чтобы учитель был профессионал.
На родительские собрания ходите?
Сергей Кравцов: С удовольствием хожу на родительские собрания, но больше слушаю, чем говорю. Как-то встает одна мама и задает директору школы вопрос: «Наши дети будут писать ЕГЭ в 4-м классе?» Очень хотелось ей ответить, что Рособрнадзор ничего подобного не планирует.
По материалам сайта http://obrnadzor.livejournal.com/285693.html